Что это такое?
Самая распространенная причина детской инвалидности, церебральный паралич является нейромышечным заболеванием. Возникает в результате патологических процессов, происходящих в нервной системе матери и ребенка до, во время и после родов. Хотя эти нарушения не прогрессируют, с возрастом они становятся все более заметными. Различают три вида церебральных параличей: спастический, атетоидный и атаксический. Иногда встречаются смешанные формы.
Двигательные расстройства могут быть минимальными, заметными только во время физических занятий (например, бег), или тяжелыми, приводящими к инвалидности. Часто параличи сочетаются с другими отклонениями, например, с эпилептическими припадкам, расстройствами речи и отставанием в умственном развитии.
Прогнозы различны. В лёгких случаях правильное лечение может помочь вести почти нормальный образ жизни.
По статистике на 1000 новорожденных ежегодно рождается от 1 до 5 детей с церебральным параличом. Самый высокий процент больных встречается среди недоношенных детей и детей с малым весом, причем у мальчиков церебральный паралич наблюдается чаще, чем у девочек (см. ПРИЧИНЫ ЦЕРЕБРАЛЬНЫХ ПАРАЛИЧЕЙ).
ЕЩЕ О ЗАБОЛЕВАНИИ
Причины церебрального паралича
Дородовые проблемы со здоровьем
• Гипоксия (кислородное голодание центральной нервной системы).
• Инфекционное заболевание в период беременности (особенно краснуха).
• Облучение.
• Наличие в крови токсических веществ.
• Диабет у матери.
• Неправильное прикрепление плаценты.
• Недостаточность питания.
• Несовместимость крови матери и ребенка.
• Трудные роды.
• Наложение щипцов.
• Ягодичное предлежание.
• Предлежание плаценты (отклонение от нормы, когда плацента имплантирована в нижнем сегменте матки).
• Преждевременное отделение плаценты от стенки матки.
• Последствия применения общей или спинальной анестезии.
• Выпадение пуповины и вынужденная задержка плода.
• Преждевременные роды.
• Затяжные или стремительные роды.
• Многоплодные роды.
Медицинские проблемы на ранних этапах развития
• Инфекционное заболевание мозга.
• Травма головы.
• Длительное кислородное голодание.
• Недостаточное кровоснабжение мозга.
• Сгустки крови или другие вещества в системе кровообращения.
Каковы симптомы церебрального паралича?
Спастическая форма церебрального паралича встречается в 70% случаев. Для нее показательны повышение сухожильных рефлексов, рефлекса растяжения мышц, быстрые чередующиеся мышечные судороги и релаксации, мышечная слабость, недоразвитие пораженных конечностей, подергивания мышц в ответ на воздействия, тенденция к контрактурам. Ребенок с церебральным параличом обычно передвигается на цыпочках, ставя одну ногу впереди другой так, что они перекрещиваются .
Атетоидная форма церебрального паралича встречается в 20% случаев и выражается в непроизвольных движениях — гримасничанье, червеобразных движениях пальцев рук, ног, туловища, быстрых подергиваниях. Обычно сильнее выражены нарушения в движениях верхних конечностей; непроизвольные движения лицевых мышц способны затруднить речь. Стресс усиливает непроизвольные движения, во время релаксации они ослабевают и полностью исчезают во время сна.
Атаксическая форма церебрального паралича встречается в 10% случаев. Она характеризуется нарушением координации движений, особенно движений рук, повышением рефлексов, быстрыми движениями глазных яблок, мышечной слабостью, тремором. В младенчестве движения ног ребенка ограничены. Когда он начинает ходить, то широко расставляет ноги. Несогласованная работа мышц приводит к невозможности выполнять точные и внезапные движения.
Как диагностируется церебральный паралич?
Успех лечения во многом зависит от ранней диагностики и требует тщательного клинического наблюдения за новорожденными и квалифицированной помощи неврологов. Врач может предположить церебральный паралич, если новорожденный:
• плохо сосет или плохо удерживает соску или пищу во рту;
• редко делает произвольные движения, причем при попытке сделать произвольное движение возникает дрожание ручек или ножек;
• когда ребенка поднимают со стороны спины, он скрещивает ножки, а не поджимает их под себя и не делает движения как при езде на велосипеде, что является нормой;
• держит ножки крепко сжатыми, так что бывает трудно поменять ему пеленки;
• упорно пользуется только одной рукой, а когда подрастает, старается пользоваться только руками.
Наибольшему риску подвергаются дети с низким весом и с нарушениями обмена веществ. Дети в возрасте 6 месяцев обязательно должны проходить осмотр, в который включен также и тест на церебральный паралич.
Как лечат церебральный паралич?
Церебральный паралич не излечивается, но правильное лечение может помочь детям достичь максимума возможного. Такое лечение требует огромных совместных усилий врачей, медсестер, учителей, психологов и членов семьи ребенка; необходимо работать над речью, развивать умения, заниматься физическими упражнениями (см. ЧЕМ ВЫ МОЖЕТЕ ПОМОЧЬ РЕБЕНКУ С ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ).
В лечении используют:
• фиксирующие приспособления или шины, а также специальные предметы, предназначенные для лиц с ограниченными возможностями (например, специальную посуду, низкие стульчаки с подлокотниками).
• искусственные сфинктеры для детей с недержанием мочи, которые в состоянии пользоваться ручным контрольным устройством;
• упражнения на увеличение размаха движений, уменьшающие контрактуру;
• противосудорожные лекарства (например, <spanstyle='font-size:12.0pt;color:black'>dilantin
• миорелаксанты или нейрохирургию для уменьшения спастичности мышц.
Дети со слабовыраженным церебральным параличом могут посещать обычную школу; детям с тяжелыми поражениями необходимо заниматься в специальной школе.
СОВЕТЫ ПО УХОДУ
Чем вы можете помочь ребенку с церебральным параличом
Говорите внятно
• Обращаясь к ребенку, говорите медленно и отчетливо. Побуждайте ребенка говорить. Терпеливо выслушивайте его.
Обеспечьте полноценное питание
• Рацион ребенка должен обеспечивать его энергетические потребности.
• Создавайте во время еды спокойную обстановку, не торопите ребенка, не отвлекайте его от еды. Может быть, вам следует приобрести специальную посуду и стул-кресло с ножной скамеечкой. Научите ребенка продвигать пищу глубже в рот, чтобы ее легче было глотать.
• Приучайте ребенка тщательно пережевывать пищу, пить через соломинку, давайте ему сосать леденцы на палочке, чтобы развивались мышцы, контролирующие слюнотечение.
Развивайте самостоятельность
• Пусть ребенок умывается и одевается самостоятельно; помогайте ему только тогда, когда это действительно необходимо. Может быть, следует внести изменения в одежду, чтобы ребенку было легче одеваться.
• Помогая ребенку, не торопитесь, не дергайте его; иначе судорожность его движений усилится.
• Ставьте перед ребенком реальные цели.
• Планируйте такие занятия с ребенком, которые развивают его и помогают приобрести разные умения.
• Помните, что вашему ребенку нужно общение на равных. Избегайте чрезмерной опеки.